Homo Historicus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного.
В 2-х кн. Кн. II. М., 2003, с.224-243


"Что создает из человека денди?" - спрашивал Барбе д'Оревильи, первый биограф знаменитого денди Браммелла: "Дендизм - это вся манера жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной".



Манеры складываются из практического выполнения теоретических принципов поведения, например, из следования джентльменскому стилю или кодексу рыцарской чести. Манеры достаточно трудно поддаются культурной реконструкции, но отлично читаются как показатель адекватности того или иного члена социальной группы. Процитируем еще раз Барбе д'Оревильи: "То, что гибнет всего бесследнее, та сторона быта, от которой менее всего остается обломков, - аромат слишком тонкий, чтобы быть устойчивым, - это манеры, непередаваемые манеры, сделавшие Браммелла властителем своего времени".
Денди выступали как практики светских манер и во многом создавали нормы элегантного поведения.
Наиболее явственно норма выявляется при ее нарушении. Луи-Себастьян Мерсье, тонкий знаток и летописец парижских нравов XVIII столетия, описывает как раз такой случай. Речь идет о возвращении Вольтера из Ферне, где он провел двадцать семь лет: "Когда в 1778 году господин де Вольтер приехал в Париж, люди высшего света, опытные в этих делах, заметили, что за время своего отсутствия в столице знаменитый писатель утратил способность верно определять, когда нужно быть порывистым, когда сдержанным, когда сосредоточенным и когда веселым, нужно ли молчать или говорить, хвалить или шутить. Он потерял равновесие и то поднимался чересчур высоко, то опускался чересчур низко, и при этом все время испытывал определенное желание казаться остроумным. В каждой его фразе чувствовалось усилие, и это усилие переходило в какую-то манию".
читать дальше

Современные франты, предпочитающие иные технические игрушки, все же продолжают пожинать плоды неоклассического момента в моде. И хотя пышная риторика сейчас, возможно, вызовет лишь ироническую улыбку, дендистский стиль постоянно возникает в коллекциях ведущих дизайнеров, а мужской магазин "Printeps" в Париже носит имя "Браммелл", хотя большинство покупателей вряд ли подозревает, откуда такое название.



Ольга Вайнштейн - ведущий теоретик моды - определяет для себя денди, как лидера моды XIX века, который благодаря холодной харизме, владению техниками тела и дендистским кодексом поведения умеет сделать свой минималистский вкус законом для большинства.
Для Николая Ускова - гл. редактор журнала GQ - денди, это прежде всего асоциальный тип и некая провокация, которая содержится в его стиле жизни, в том, как он одевается, в том, что и как он говорит. Она, собственно, и делает его транссетером, человеком, который определяет вкусы либо значительного круга, либо какого-то своего мирка.
Как утверждает Вайнштейн дендистская традиция как таковая завершается в конце XIX - начале XX века. И дендизм, как феномен, который включает в себя и стиль одежды, и кодекс поведения, и техники тела, и минималистскую эстетику, просто распадается на отдельные элементы. В XX веке мы скорее всего можем говорить лишь о том, что, скажем, денди - это стильно одетый человек. Примерно так, как по-английски говорят "cool", модный человек, который чувствует, что такое стиль. Спрашивать, а кто сейчас денди, это примерно то же самое, как спрашивать, а кто сейчас мушкетеры...